взято
отсюда Таинственные углубления, или, скорее, канавы, прорезанные в окаменелой поверхности пустыни и протянувшиеся на много километров, принадлежат к числу величайших археологических загадок Южной Америки. Они появились в огромной пустыне примерно полтора тысячелетия тому назад на участке в 500 квадратных километров и расположены на юге Перу между современными городами Наска и Ика. Некоторые начертанные таким образом линии, давно уже ставшие неотъемлемой частью рельефа и ландшафта южной Америки, являются безупречно прямыми, другие образуют на возвышенностях и покатых склонах очертания гигантских фигур, которые невозможно увидеть и распознать с земли. Только если смотреть на пустыню с борта самолета, протянутые по ней борозды соединяются и образуют гигантские рисунки. Относительно времени создания линий ученые сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до VI в. н. э.
В 1939 году во время разведывательного полета американский историк культуры Пауль Косок заметил прежде всего начертанные геометрические фигуры с длиной сторон в несколько километров. Его наблюдения побудили немецкого математика Марию Райхе посвятить свою жизнь исследованию таинственных изображений в пустыне Наска. Она первая обнаружила, что протянувшиеся борозды, или раскопы, глубиной примерно в 20 сантиметров и шириной в добрый метр, выделяются сильнее, чем прежде, на красном щебне пустыни, если удалить с поверхности пыль и каменную россыпь и обнажить лежащий под ними желтоватый песок. Таким образом исследовательница добилась того, что стилизованный рисунок 120-метрового кондора стал виден настолько отчетливо, что она смогла сфотографировать его с самолета. Среди других очищенных от пыли рисунков было обнаружено изображение паука с 40-метровыми конечностями, а также гигантские очертания людей, обезьян, рыб и кактусов. Мария утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства она показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Также Мария Райхе предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарем. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI в. н. э.
Большинство этих изображений состоят из одной-единственной углубленной в поверхность линии, которая, изгибаясь и петляя в зависимости от рисунка, ходит по пустыне туда и сюда и достигает длины в несколько сот метров, а то и более километра. То, что эти рисунки, среди которых имеются также круги, квадраты и спирали, сохранились в целости по прошествии пятнадцати или более столетий, объясняется их географическим положением. В «пампе с загадочными фигурами», расположенной между Наска и Икой, практически не бывает дождей. От песчаных заносов эту местность защищают с запада прибрежные горы, а с востока — отроги Андов. Но даже если они случаются, отмечается следующий факт:на черной каменистой поверхности образуются белые полосы — линии. Так как белая поверхность нагрета меньше, чем черная, то создается разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.
Большинство исследователей сходятся в том, что природа этих изображений астрономическая. Мария Райхе верит, что это «зафиксированные в отдаленные времена космические наблюдения». Об этом свидетельствует тот факт, что одна из открытых ею прокопанных линий безупречно прямо взбегает именно на то место на южной половине конического холма, где в этой местности во время июньского солнцеворота заходит солнце. Восемь следующих, не совсем параллельных по отношению друг к другу линий как бы помечают немного различающиеся точки заката в день Летнего солнцеворота за период с 300 по 650 год нашей эры. Но все это не лишает огромные изображения в пустыне их загадочности. Прежде всего, до сегодняшнего дня мы не имеем ни одного свидетельства древней науки об их культовом назначении.
Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приема. Некоторые ученые, которые не поддерживают эту версию, объединяют эти два этапа и высказывают предположение, что культура наска техникой художественного самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.